t_moshkin (t_moshkin) wrote,
t_moshkin
t_moshkin

Categories:

Рабовладельцы Delivery Club

9 июля у офиса MAIL.ru Groop в Москве прошло собрание бастующих курьеров Delivery Club, организованное профсоюзом Курьер. В Екатеринбурге, Магнитогорске и Санкт-Петербурге так же проходили акции солидарности. Предыстория конфликта такова:

— Во время карантина нагрузка выросла в 6-7 раз, без выходных с 9 утра до 11 вечера на двух точках. Но в конце апреля нам перестали выплачивать зарплату и начали переводить на самозанятость. После этого перестали ставить смены. В среднем выходило 25 заказов за 10-12 часов и с дистанцией 2-3 км. Затем начались сокращения курьеров, ставили меньше смен. В смену в среднем получается взять 3 заказа в час. Зависит от целой системы рейтингов. Рейтинг – это среднее время доставки за неделю и за месяц, и по ней руководство решает, ставить сотруднику данный слот или нет. Среднее время готовки ресторана так же влияет на рейтинг, серьезно его снижая. У пеших курьеров наиболее странное распределение, — сообщил корреспондентам РК профсоюзный активист Виктор.


Устав работать «за спасибо», курьеры организовали независимый профсоюз и 3 июля выдвинули компании требования о погашении задолженности по заработной плате за два месяца (по данным профсоюза, за май и июнь у 300 курьеров она составила в общей сумме более 26 миллионов рублей), немедленном восстановлении всех незаконно уволенных сотрудников, заключении постоянных трудовых договоров вместо договоров об оказании услуг, отмене принудительного перехода на самозанятость и незаконных штрафов.

Однако, руководство DC проигнорировало требования, а после объявленной уже 5 июля коллективной приостановки работ более 70 курьеров перешло к массированному запугиванию и увольнениям персонала. Так, участникам был заблокирован доступ в приложение, а еще не успевшим присоединиться к акции курьерам пришли сообщения от бригадиров следующего характера: «любое публичное общение с третьими лицами, в СМИ, чатах, каналах и так далее касаемо рабочего процесса компании ... ведет к расторжению договора без выполнения каких-либо обязательств».

Примечательна и сама процедура «увольнения» курьеров. Дело в том, что Delivery Club не является прямым работодателем. Большая часть курьеров оформлена в сторонних организациях. Однако, там работники только числятся, а заказы распределяет приложение, принадлежащее непосредственно DC.

— Тех, кто был в офисе на предыдущей забастовке, потихоньку начали блокировать. В общей сумме около 700 человек. Блокирование доступа к приложению – это по факту увольнение, так как сотрудник просто не может работать. Но трудовые договора не расторгаются и у непосредственного работодателя сотрудники продолжают числиться. Прямые работодатели вообще не в курсе.
В целом — удобная схема: главный выгодополучатель при этом не несет никакой ответственности перед работниками, а в случае необходимости достаточно просто заблокировать аккаунт в приложении, не забыв при этом развалить специально созданную «прокладку» с зиц-председателем.

— Был случай в Некрасовке – курьеры были оформлены в «левой» фирме, и в определенный момент она распалась. Около 100 человек оформили в другой офис, а остальные остались без зарплаты. А например уйти в отпуск курьер может только уволившись.
Delivery Clab при этом продолжает получать миллиарды (только за 1 квартал 2020 года компания отчиталась о выросшей в два раза и составившей 1,82 млрд. рублей прибыли), экономя буквально на всем. Так, клиентам компания рекомендует платить курьерам «чаевые»:

— Этой инициативой мы хотим подчеркнуть значимость курьеров, которые в этот сложный период помогают всем нам с доставкой еды и продуктов. Заказы сейчас доставляются бесконтактно, клиенты порой даже не видят курьеров. Чаевые могут стать хорошим способом сказать курьеру «спасибо». А мы удвоим все суммы, оставленные клиентами в качестве чаевых, чтобы поддержать курьеров еще сильнее», — комментирует вице-президент по foodtech Mail.ru Group Гюванч Донмез.
Ну а что — зачем платить нормальную зарплату самим, если можно хотя бы частично перекинуть эту обязанность на заказчика. А в случае чего честно заработанные деньги можно вернуть обратно себе в карман при помощи вполне официальной системы штрафов:

— Есть определенный список штрафов — 31 позиция. В трудовом договоре это все прописано. Трудовые договора оформляются с «левыми» компаниями, чтобы не платить налоги. А сейчас в основном курьеров переводят на самозанятость, курьер не числится в компании и сам оплачивает налог. Переводят «добровольно-принудительно» — прозванивают и именно заставляют переводиться на самозанятость – если откажешься, они либо аккаунт заблокируют, либо смену не будут ставить.
Несмотря на то, что согласно Трудовому Кодексу (ст. 22 и 137) штрафы незаконны, по мнению «эффективных менеджеров» DC они «не оспариваются».

Однако, за три дня коллективных действий и благодаря общественному резонансу, 329 сотрудников уже получили зарплаты за май и июнь, а риторика пресс-секретарей Mail.ru Groop и Delivery Club поменялась на 180 градусов — «внезапно» выяснилось, что «никакой системы штрафов не существует, это просто системная ошибка и программные сбои приложения».

Данные «программные сбои» в DC происходят с такой частотой, что в среднем для того, чтобы компенсировать эту «техническую ошибку», у курьера уходит две недели работы без выходных по 10-12 часов. Отметим, что в конце марта компания «обнулила» комиссию для несетевые ресторанов и сетей, состоящих из «не более трех филиалов» в рамках «пакета помощи среднему и малому бизнесу». По данным пресс-службы DC, аттракцион неслыханной щедрости обошелся компании в 1 млрд. рублей. Странно, что «эффективные менеджеры» не догадались при этом назвать систему незаконных штрафов «добровольными пожертвованиями» работников в «фонд помощи» пострадавшим от кризиса рестораторам.

На данный момент было подано более 30 заявлений в Следственный комитет РФ по задолженности и незаконным штрафам, по сообщению профсоюза Курьер ведутся проверки. Руководство DC так же обещало подать иск против одного из прямых работодателей — фирмы «Амароли», поскольку по словам вице-президента холдинга Mail.ru Groop Владимира Габриеляна «DC оплатила все задолженности». Однако, профсоюзные активисты планируют продолжать акцию — ведь ранее, 5 июля компания уже пообещала отменить систему штрафов, которые тем не менее продолжились.

— Если наши требования не будут выполнены, мы будем подавать коллективный иск в суд, — сообщил председатель профсоюза Кирилл Украинцев.
Отметим, что подобная ситуация в принципе типична для большинства работников служб доставки и сферы услуг. Так, в этом году «Яндекс.Еда» незаконно уволила порядка 1000 курьеров. А незаконные штрафы и депремирования — это в принципе «норма жизни» для большинства работников данной сферы. И бороться с этим можно только сообща.

Что делать? Объединяться и действовать! В первую очередь — знай свои права.

ШТРАФЫ НЕЗАКОННЫ! Согласно трудовому законодательству, к дисциплинарным взысканиям относятся ТОЛЬКО замечание, выговор и увольнение (192 ст. ТК РФ). Более того, единственное, что работодатель в принципе может удержать из зарплаты — это неотработанный аванс, неиспользованные командировочные, излишне начисленные суммы из-за ошибок в бухгалтерии и сумму компенсации за использованный отпуск, который был получен в счет еще не отработанного календарного года. Причем даже эти удержания можно делать ТОЛЬКО с вашего письменного согласия.

Поэтому, если приложение «ошиблось», наказав вас рублем на только что отработанную смену, — сохраняйте скриншот и смело идите в трудовую инспекцию и прокуратуру.

Редакция «Рабочего Контроля» призывает всех работников сферы услуг организовываться в независимые профсоюзы и вместе бороться против рабовладельцев от агрегаторов и приложений.

Требуйте:

— отмены договоров об оказании услуг и перехода на самозанятость;

— заключения трудовых договоров и установления повременной системы оплаты труда с гарантированной окладной частью;

— отмены незаконной системы штрафов;

— национализации всех крупных торговых и логистических сетей и установления рабочего контроля.

В солидарности — наша сила!

Источник
https://vk.com/@rabochy_kontrol-rabovladelcy-delivery-club


Tags: Курьеры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments