Каменск–Уральский. Кризис в отдельно взятом городе.
Каменск–Уральский. Кризис в отдельно взятом городе.
Диагноз с первого взгляда
Для того, чтобы понять, насколько всерьез и надолго в Каменске обосновался кризис, достаточно просто немножко пройтись по городским улицам.
Большинство магазинов и недорогих кафешек уже месяц как закрыто. Его Величество Волшебный Либеральный Саморегулятор Экономики – Платежеспособный Спрос отсутствует в Каменске как класс. Почему? Это нетрудно понять, если посмотреть на ситуацию на градообразующих предприятиях.
Дело - труба
На Синарском трубном заводе, по данным департамента занятости, из 9331 рабочих было сокращено 792. Реально, по оценкам самих сотрудников Трубного, на улице оказалось вдвое – втрое большее число людей. Зарплата «выживших» упала, в среднем, в два – в два с половиной раза. «У меня было 20 тысяч общего заработка, - говорит Сергей Лопаревич, рабочий Трубного, - сейчас стало 10-12. Это еще нормально, у многих было 25 общего - стало 11».
Интересно, что по наблюдениям как самого Сергея, так и его товарищей из других цехов, объем работ остался практически прежним. А если и сократился, то совсем чуть-чуть, всяко не настолько, чтобы такое снижение зарплаты было объяснимо.
Впрочем, кризис – дело тонкое!
Цена оторванной пуговицы
На Каменск-Уральском заводе по обработке цветных металлов также имели место массовые увольнения. Людей сокращали, увольняли «по собственному желанию», вышвыривали за «нарушение техники безопасности» (к примеру, за не застегнутую на спецовке пуговицу). По данным службы занятости получили расчет 20 процентов от количества работающих (на предприятии работает около 5 тысяч человек). Сотрудники предприятия называют другую цифру. По их мнению, было уволено более 60 процентов рабочих.
Во избежание сокращения персонала
На Уральском алюминиевом заводе (входит в ОК РУСАЛ) были остановлены 2 электролизные линии из 6. По официальным заявлениям, предприятие, ради того чтобы «избежать серьезного сокращения персонала и сохранить коллектив… планирует дополнительно сократить рабочий график для 818 сотрудников предприятия (всего на предприятии работает около 3600 человек), перевести их на четырехдневку». По заявлениям рабочих: «никакой четырехдневки не видели, впрочем, завод большой, может, кого и перевели?»
Зато рабочие могут точно сказать, что уже было уволено около 120 анодчиков и электролизников со второй серии электролизного и 140 анодчиков и электролизников с третьей серии.
Также под сокращение попало достаточно большое число слесарей, крановщиков и других рабочих, обслуживавших электролизные цеха.
Еще некоторое количество людей со 2-й и 3-ей серий было переброшено на другие участки, их в настоящее время стараются побыстрее подловить на каком-либо «нарушении техники безопасности» и тоже выкинуть на улицу.
Зарплату «уцелевшим» рабочим, естественно, потихоньку опускают. В настоящий момент происходит ознакомление персонала УАЗ с приказом, в соответствии с которым 40 минут обеденного перерыва оплачиваться не будут. Интересно, что по внутреннему распорядку никакого обеда на УАЗе и так нет. Люди перекусывают, подменяя друг друга на 10-15 минут.
Ждите жаркого лета
Делают ли власти что-либо для смягчения социальной напряженности? Несомненно! Примерно раз в месяц, перед каждой крупной акцией, которая должна пройти в Москве, Свердловске или в Каменске, Сергею Когану (профсоюз «НАБАТ») и Сергею Лопаревичу (ранее он работал на УАЗе и активно участвовал в деятельности «НАБАТа») звонят сотрудники правоохранительных органов и пытаются их запугивать, угрожая привлечением к уголовной ответственности по закону «Об экстремизме».
Насколько эти меры действенны?
«Все рабочие крайне возмущены. Пока они выражают свое возмущение так, чтобы никто не услышал. В курилках, в цехах. Но накал идет, я думаю что к лету, если такая обстановка сохранится, их возмущение выльется наружу!» – говорит Сергей Лопаревич.
А. Зимбовский
24.03.09